VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы изучения банковских операций с пластиковыми картами

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001273
Тема: Теоретические основы изучения банковских операций с пластиковыми картами
Содержание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
                                          СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
7
1.1. Сущность, классификация, роль и место банковских пластиковых карт в общей системе банковских продуктов
7
1.2. Особенности внедрения банковских карт в российских банках
12
1.3. Сущность развития российского и иностранного рынка кредитных карт
26
 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В ПАО АКБ «АКЦЕНТ» МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ В Г. БРЯНСКЕ
34
2.1. Общая характеристика и оценка финансово – экономического состояния банка
34
2.2. Организация обслуживания пластиковыми картами в ПАО АКБ «Акцент» Московский филиал в г. Брянске: преимущества и недостатки
46
2.3. Анализ доходности системы обслуживания пластиковыми картами
55
 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ И УСЛУГАМИ НА ИХ ОСНОВЕ В ПАО АКБ «АКЦЕНТ» МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ В Г. БРЯНСКЕ
62
3.1. Разработка предложений по совершенствованию организации обслуживания банковскими картами и услугами на их основе
62
3.2. Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами
69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
79
ПРИЛОЖЕНИЕ
83


                                             ВВЕДЕНИЕ
     
     Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использование пластиковых карт.
     Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмиссия пластиковых карточек [28]. 
     Модернизация используемых и создание новых финансовых продуктов и услуг стали ведущим фактором развития глобализирующихся мировых финансовых рынков за последние тридцать лет.
     Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет:
     - получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; 
     - увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа;
     - уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота.
     Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. 
     В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций [21, с.19-20].
     Рынок банковских карт получил довольно широкое развитие в России. Пластиковые карточки занимают лидирующие позиции в России среди других инструментов розничных платежей. Примечательно, что в отличие от многих других стран, где этот инструмент пришел в качестве замены чековым платежам, в нашей стране расчеты картами стали развиваться, что называется, с нуля.
     Цель выпускной квалификационной работы – анализ внедрения кредитных карт в банках России и разработка предложений по совершенствованию организации обслуживания  банковскими картами и услугами на их основе.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Изучить теоретические основы банковских операций с пластиковыми картами
     2. Изучить общую характеристику ПАО АКБ «Акцент»;
     3. Провести анализ системы организации банковского обслуживания пластиковыми картами;
     4. Проанализировать доходность системы обслуживания пластиковыми картами;
     5. Разработать предложения по совершенствованию организации обслуживания банковскими картами и услугами на их основе.
     Объектом исследования является Публичное акционерное общество акционерный коммерческий банк «Акцент»Московский филиал в г. Брянске.
     Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся в процессе осуществления банком системы обслуживания пластиковыми картами.
    Теоретической и методологической основой исследования работы являются разработки отечественных и зарубежных авторов о проблемах и перспективах внедрения пластиковых карт как банковского продукта.
    Вопросам истории возникновения банковских пластиковых карт и их классификации посвящены работы Л.В. Быстрова, А.С. Воронина, Я.А. Ликоренко, А.Г. Морозова, Ю.А.  Стрельченко, В.Л. Торхова.
    Изучением проблем организации банковского обслуживания пластиковых карт посвятили ученые и специалисты банковского бизнеса, как отечественные, так и зарубежные: С.В. Андреев,  Дж. Биггине,  М.Ю. Белов, Э. Беллами,   Г.Н. Белоглазова, А.О. Гамольский, А.У. Грачев, Н.В. Калистратов, Д.С. Кидуэлл, Л.П. Кроливецкая, В.А. Кузнецов, О.И. Лаврушин, О.В. Мирошкина, Е.В. Орлова, Р.Л. Петерсон, Г.Б. Поляк, Т.Б. Рубенштейн, А.В. Спесивцев, В.М. Усоскин и другие. 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
     
       
       1.1. Сущность, классификация, роль и место банковских пластиковых картв общей системе банковских продуктов
     
     
     За недолгую историю современного банковского бизнеса российские банки постепенно прошли путь от сугубо корпоративных к универсальным финансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играет розничный бизнес. Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начиналось с условно розничных операций, обслуживания зарплатных проектов корпоративных клиентов [21, с.18].
     Рынок платежных карт - один из наиболее перспективных сегментов банковского бизнеса в России. Его развитие - важный фактор в решении задач расширения доступности платежных услуг населению, сокращения наличных и развития безналичных расчетов в области розничных платежей [7].
     Государство заинтересовано в развитии безналичных платежей и объясняет это увеличением «прозрачности» денежных расчетов и необходимостью снижения затрат на производство денег (приводятся данные, что на производство одной копейки тратится 20 коп.) [29].
     Кроме того, существующая практика внедрения социальных карт в отдельных регионах показывает, что прямой экономический эффект в виде экономии достигает 25-30% бюджетных средств, выделяемых на различные социальные программы. Это происходит за счет:
     - создания прозрачной системы учета фактически предоставленной социальной помощи и повышение контроля над исполнением бюджетов различных уровней и финансовыми потоками.
     - повышения полноты, достоверности и оперативности учета лиц, имеющих право на адресную социальную помощь, в том числе своевременного прекращения выплат гражданам, утратившим право на получение социальной помощи, исключение дублирующих выплат.
     - снижения потерь от нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на оказание социальной помощи.
     - стимулирования российского производства карт и терминального оборудования в рамках реализации масштабного проекта национального уровня [19].
     Универсальный характер пластиковой карты как платежного инструмента позволяет успешно решать различные задачи в социальной и бюджетной сферах. Поэтому рынок банковских карт может служить своеобразным индикатором развитости банковской системы, уровня банковской культуры, степени благосостояния жителей и их доверия к банкам.
     Региональные банки активно вовлекаются в процесс обслуживания финансовых потоков региона, расширяют свою клиентскую и ресурсную базу, повышают инвестиционный потенциал, который может быть задействован в финансировании региональной экономики и различных региональных программ.
     Администрация субъекта Федерации, решая государственную задачу, принимает активное участие в создании и управлении региональными процессинговыми центрами по обработке социальных транзакций [19].
     В целом государство одобрительно относится к картам и карточным расчетам и, что очень важно, такое отношение не меняется со времен выпуска первых платежных карт в России, да и вряд ли изменится в обозримом будущем. Под таким позитивным отношением есть объективная основа - карточные расчеты являются механизмом обезналичивания денежных потоков населения и компаний. Как известно, безналичный поток, проходящий через банковскую систему, наиболее доступен для контроля, анализа и, в конечном счете, удобен для налогообложения. К тому же при этом легче контролировать трансграничную платежную активность [17, с.16].
     Почему все большее число организаций и учреждений переходят на безналичную выплату заработной платы? Такая форма расчетов с персоналом позволяет:
     - максимально упростить процедуру выдачи заработной платы;
     - сократить объем кассовых операций;
     - не депонировать неполученную зарплату и не сдавать остатки на счет в банк или лицевой счет в Казначействе;
     - сократить расходы по доставке наличности в кассу организации или учреждения, снять проблемы, связанные с хранением денежных средств;
     - создать условия полной конфиденциальности информации о заработной плате работников;
     - дополнительно гарантировать безопасность денежных средств (в случае утери или кражи карточки, ее можно заблокировать - деньги останутся на счете);
     - оперативно получать заработную плату в любое удобное время и в необходимой сумме (в пределах суммы на счете);
     - начислять проценты на остаток денежных средств (при условии, что это прописано в договоре между учреждением и банком) [29].
     Использовать пластиковые карты можно при расчетах, связанных с хозяйственной деятельностью организаций, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов.
     Согласно п. 2.5 Положения № 266-П от 24.12.2004 г. [2] осуществлять такие расходы учреждения могут как на территории РФ, так и за ее пределами. В связи с этим оплата командировочных и представительских расходов может производиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте.
     Но на сегодняшний момент банковская карта стала значительно интереснее для потребителя, так как приобрела дополнительные функции.
     Владельцы карт многих банков имеют возможность круглосуточно управлять своим счетом, получать актуальную информацию посредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками, предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, а также самостоятельно выбирать набор необходимых функций в зависимости от вида карты. Большой популярностью стали пользоваться карточные услуги, оказываемые посредством мобильного телефона [36].
     Например, для клиентов банка – держателей социальной карты можно выделить следующие выгоды от использования банковской карты:
     1. Повышение качества обслуживания льготников.
     2. Отсутствие необходимости документарного подтверждения права пользования льготой.
     3. Получение дополнительных льгот и скидок при обслуживании в торговых и сервисных предприятиях (в том числе – в рамках программ адресной социальной помощи).
     4. Рост доходов каждого клиента-держателя социальной карты регионального банка, то есть жителей региона, за счет начисления процентов по вкладам.
     5. Повышение эффективности накопления средств за счет хранения в банке даже малых сумм.
     6. Повышение безопасности за счет уменьшения использования и хранения наличных.
     7. Удобный и быстрый доступ и управление держателем карты своим социальным счетом в единой правовой базе систем социальной защиты населения.
     8. Возможность использования «Социальной карты» как удостоверение личности, страховой полис, медицинскую карту и т.д.
     Преимущества банковских карт основаны на системной природе бизнеса. Все преимущества, собственно, вытекают из одного: карточный бизнес имеет сильную системную инерцию. Это выражается в том, что даже находящийся в неликвидном состоянии банк, тем не менее, еще какое-то время продолжает вести карточные операции и расчеты.
     Примером может служить банк «СБС-Агро», продолжавший оставаться расчетным банком Europay по России чуть ли не год после фактического банкротства. Умный менеджмент имеет возможность сполна воспользоваться этим фактором и с помощью платежной системы перевести быстро и с минимальными потерями все бизнес-функции вместе с клиентскими счетами в заранее подготовленный «бридж-банк».
     Ярким и, увы, чуть ли не единственным примером такого поведения может служить банк «МЕНАТЕП», передавший бизнес-эстафету банку «МЕНАТЕП СПб» и сохранивший во многом клиентский, технологический, кадровый потенциал, да и бизнес в целом. С обычными вкладчиками этого уважаемого банка дело обстояло куда хуже [17, с.18].
     Что касается клиентов-картодержателей, то указанные преимущества хорошо выразил один финансист: «Банк - это такая организация, в которой есть деньги, даже когда денег нет, а на картах деньги есть, даже когда их уже нет в банке». Дело в том, что международные карты могут при определенных дополнительных условиях оставаться рабочими, даже когда банк не может вести ни международных, ни внутренних расчетов. Кроме того, банк, работающий с картами международных платежных брендов, в своем поведении с клиентами во многом ориентирован на стандарты, предписываемые или подразумеваемые владельцами брендов. В силу этого банк будет всеми силами стараться удержать клиента и по возможности компенсировать его потери.
     Как считает Н.В. Иванов банк занимается картами:
     1) с целью формирования полного пакета услуг и их предоставления корпоративной клиентуре банка. При этом под услугами корпоративному сектору подразумеваются и зарплатные проекты, и корпоративные карты, и карты для наиболее состоятельных сотрудников клиентов, как для физических лиц, а также эквайринг. Иногда - установка банкоматов, не связанных с зарплатными проектами;
     2) как важнейшим компонентом продвижения собственно розничной стратегии, то есть карта - как финансовая услуга, как средство коммуникации с клиентом, как носитель имиджа. Все это адресовано массовому розничному потребителю, которого связывает с банком лишь его финансовое обслуживание как частного лица [17, с. 21-22].
     Для полноты картины нужно указать еще на две стратегии, менее распространенных в силу разных причин и имеющих каждая свою экономику:
     3) стратегия развития эквайринговых операций, как независимого бизнеса;
     4) стратегия развития АТМ-эквайринга.
     Эти стратегии являются доминирующими на рынке, и практически все отечественные карточные портфели являются в целом или в какой-то части комбинированной производной от этих стратегий. Поэтому реальная экономическая модель представляет собой некую консолидацию составляющих подмоделей по видам бизнеса.
     Следует подчеркнуть, что каждой стратегии соответствует своя экономическая модель. Экономическая эффективность управления состоит в умелом управлении всеми ресурсами карточного подразделения - кадрами, техническим потенциалом. Знание рынка и клиентов позволяет эффективно манипулировать указанными стратегиями-моделями для достижения наибольшего финансового результата.
     
     
     1.2. Особенности внедрения банковских карт в российских банках
     
     Для того, чтобы понять, как функционирует российский рынок банковских пластиковых карт, необходимо рассмотреть его правовую основу, проанализировать процесс проведения операций по различным видам карт и изучить наиболее распространенные платежные системы в РФ, а также отразить их основные отличия. Об этом пойдет речь далее.
     На современном этапе развития российского общества пластиковые карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.
     Основными предпосылками развития российского рынка банковских карт являются:
     - интеграция в мировую систему безналичных платежных систем;
     - уменьшение объема наличных средств, вследствие этого снижение стоимости осуществляемых операций.
     - стремление кредитной организации выйти на международный рынок и, как следствие, возрастание его престижа и привлекательности для клиента;
     - организация оперативных и удобных для клиентов форм расчетов;
     В соответствии с целым рядом документов программного характера (Стратегией развития национальной системы платежных карт, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, Основными направлениями денежно-кредитной политики), одним из важнейших направлений является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов, базирующихся на современных банковских технологиях, включая платежные карты. Нормативное регулирование безналичных расчетов, осуществляемых по операциям с использованием подобных инструментов, является одной из задач Банка России, выполняемых в качестве регулятора отношений в сфере платежных систем и расчетов.
     Говоря о правовой основе регулирования отношений в сфере выпуска и обращения банковских крат, следует отметить, что интенсивное развитие банковских услуг с их использованием происходит на фоне существенного отставания темпов разработки и принятия законодательных актов, регулирующих процесс их обращения.
     Обращение банковских карт в России регулируется:
     1) Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утв. ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-П;
     2) Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
     3) Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт»;
     4) Письмом Банка России от 10 июня 2005 г. № 86-Т «О составлении и предоставлении отчетности кредитных организаций» и другими актами. 
     5) Федеральным законом от 22.10.2014 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"
     На практике расчеты с использованием банковских карт в РФ осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).
     Единственным специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования названных отношений, является подзаконный акт - положение Центрального Банка Российской Федерации "Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (утв. Банком России 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 14.01.2015). В Положении четко определено, что банковская карта признается видом платежной карты и служит инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.
     Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемых с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам могут определяться в договоре с клиентом согласно пункту 1.8 Положения.
     В Положении № 266-П определено:
     1) эмиссия и эквайринг платежных карт на территории РФ могут осуществляться только кредитными организациями-резидентами;
     2) в целях практической поддержки развития новых видов инструментов безналичных расчетов в Положение включены нормы, регулирующих расчеты по операциям с использованием платежных карт - предоплаченных карт (при совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается);
     3) установлены единые требования к документарному оформлению операций, осуществляемых с использованием платежных карт. Унифицированы обязательные реквизиты документа, составляемого при их совершении;
     4) в связи с изменениями норм валютного законодательства в Положении № 266-П уточнен перечень операций, совершаемых с использованием платежных, в том числе банковских, карт. В частности, расширен перечень операций за счет предоставления возможности осуществления физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) на территории Российской Федерации и за ее пределами операций с соблюдением требований валютного законодательства;
     5) требования положения не распространяются на технологические аспекты проведения операций с использованием платежных карт;
     6) из положения № 266-П исключены вопросы бухгалтерского учета операций, совершаемых с использованием платежных карт, а также требование о присутствии на банковской карте наименования и логотипа эмитента, однозначно его идентифицирующих. Последнее обусловлено тем, что правила платежных систем допускают размещения на карте одновременно логотипа кредитной организации-эмитента и наименование кредитной организации-агента, а также появлением новых карточных продуктов, предназначенных для платежей в сети Интернет (так называемых виртуальных крат).
     В Положении № 266-П отмечено, что банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. Положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом. Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
     Конституционной основой выпуска и обращения банковских карт, а также проведения расчетов с их использованием являются положения ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующие свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности.
     В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 N 319-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривается, что в рамках НСПК, в числе прочего, оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории РФ переводам денежных средств с использованием международных платежных карт, под которыми понимаются платежные карты, которые эмитируются кредитными организациями, расположенными в двух и более государствах, и на которых размещен единый товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий иностранному юридическому лицу, личным законом которого считается право иностранного государства.
     Кредитные организации при осуществлении переводов денежных средств с использованием международных платежных карт, а также платежные системы, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются на территории РФ переводы денежных средств с использованием международных платежных карт, обязаны организовать взаимодействие, получать операционные услуги от операционного центра НСПК и услуги платежного клиринга от платежного клирингового центра НСПК в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правилами НСПК. [4]
     Далее следует рассмотреть функционирование рынка банковских карт в России. В зависимости от степени защиты карты (магнитная полоса или чип), в процессе расчета участвуют разные стороны. В расчетах с использованием магнитной карты участвуют следующие стороны: 
     1) владелец магнитной карты;
     2) банк-эмитент и его процессинговая копания; 
     3) торгово-сервисная точка с POS-терминалом; 
     4) банк-эквайрер и его процессинговая компания; 
     5) главный процессинговый центр; 
     6) расчетный банк, где банк-эмитент и банк-эквайер держат свои корреспондентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (расчетном) банке). 
     Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS-терминалом. POS-терминал связан выделенной телефонной линией с банком и процессинговой компанией. Он представляет собой устройство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк — участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазина и набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образа платежного документа, в распечатке кассового чека (слипа), в коммуникации с банком-эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической авторизации и передачи платежного требования. Процессинговая компания — это посредник между программами первичной обработки клиентских распоряжений и операционными программами банками — участниками карточной системы. Ее задача — автоматическая обработка электронных платежных инструкций и их передача в банки — участники системы. Процессинговая компания представляет собой набор серверов, компьютеров, специального программного обеспечения, множество входящих линий связи. 
     В общем виде расчеты посредством магнитных карт осуществляется следующим образом:
     1) Клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной картой. Поскольку на карте не хранится информация о состоянии счета клиента, то, прежде чем принять ее в уплату за товар, продавец проводит авторизацию. POS-терминал магазина автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компанию банка-эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный процессинговый центр отправляет в обратном направлении. При положительном ответе POS-терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервисной точки).
     2) Слип, по сути, платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат, чем традиционный платежный документ, что является следствием иной процедуры печати слипа. Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки проставляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти, связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца. 
     3) Ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех терминалов электронные слипы. Затем она автоматически формирует реестры платежей и направляет их в главный процессинговый центр, который подготавливает и направляет в расчетный банк распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам банков-участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые компании банков-участников реестры проведенных платежей, которые и пере! дают указанные реестры своим банкам. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка-эквайрера. 
     4) Межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входящих и исходящих платежей клиентов каждого банка-участника на основе распоряжений главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента — владельца магнитной карты; банк-эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки. Отличие расчетов чиповыми картами (смарт-картами) от традиционных магнитных карт заключается в основном в отсутствии процедуры авторизации.
     Для проведения платежа посредством смарт-карты необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий: 
     1) клиент-плательщик и получатель платежа (торгово-сервисная точка) должны получить в обслуживаемых банках смарт-карты; 
     2) клиент-плательщик должен «заправить» свою карту, например, через банкомат. «Заправка» карты означает списание денег со счета владельца карты и зачисление «денежного файла» на смарт-карту;
     3) торгово-сервисная точка должна получить в банке — участнике системы специальное устройство, которое будет переводить «денежный файл» с карты плательщика на карту получателя (торгово-сервисной точки). Специальное устройство, как и POS-терминал, устанавливается в магазине. 
     При проведении расчетов в магазине плательщик и получатель вставляют свои смарт-карты в специальное устройство. На клавиатуре этого устройства набирается сумма платежа и акцепт плательщика в виде PIN-кода. Устройство допускает только одновременное изменение информации на двух смарт-картах: списание суммы платежа с карты плательщика и зачисление его на карту получателя. За день на смарт-карту магазина таким образом будет зачислено множество платежей. В любое время и после любого количества операций представитель магазина посещает свой банк и «конвертирует» электронную наличность со смарт-карты на расчетный счет магазина. Конвертацию можно провести также в любом банке — участнике системы через специальные банкоматы, совершив платеж со смарт! карты на традиционный банковский счет. 
     Процедуру платежа посредством смарт-карты можно представить следующим образом:
     1) пополнение денег смарт-карты за счет списания их с расчетного (текущего) банковского счета; 
     2) «списание денег» с карты плательщика на карту получателя (магазина) через специальное устройство; 
     3) «инкассация» карты получателя в банке (в том числе в банкомате); 
     4) зачисление суммы платежа с карты получателя (магазина) на его традиционный банковский счет;
     Теперь стоит рассмотреть более подробно платежные системы, которые являются основой для функционирования банковской карты. Платежная система – это своего рода связующее звено между покупателем и продавцом, позволяющее проводить расчеты. Это связующее звено состоит из технологического процесса, программного и аппаратного обеспечения, процедур, необходимых для передачи денег от одной стороны к другой. 
     Существуют мировые, национальные и локальные платежные системы. Их главное отличие состоит в том, что первые позволяют обслуживаться в большинстве стран мира, а у вторых либо количество обслуживающих терминалов значительно меньше, либо обслуживание карт ограничивается страной в которой данная карта была эмитирована. Карты локальных платежных систем обслуживаются лишь на конкретной территории небольшим количеством предприятий.
     Четверка основных международных платежных систем которые используются широко во всем мире и в России в том числе – это VISA, MasterСard, AmericanExpress и DinersClub.
     Лидером среди них является международная платежная система VISA, примерно 60% всех выпущенных банковских карт в России имеют логотип и принадлежат именно этой платежной системе. Банковские карты VISA принимают более чем в 200 странах мира.
     На втором месте по популярности, идет платежная система MasterCard, на ее долю, по состоянию на 2015 год, приходиться около 35% карт, а за все время в России было эмитировано около 80 млн штук. [5]
     Платежная система MasterCard хоть и проигрывает платежной системе VISA, по количеству выпущенных в России банковских карт, но не уступает ей по количеству торговых точек и стран, где принимают такие банковские карты.
     Две эти платежные системы являются абсолютными лидерами в мире, а также удерживают около 95% рынка России. Условия и тарифы, предлагаемые платежными системами VISA и MasterСard практически одинаковы, но некоторые различия в расчетах все же имеют место быть.
     Главным и основным отличием является то, что платежная системами VISA осуществляет все свои операции через американский доллар, а MasterСard сразу конвертирует платеж в необходимую валюту, то есть, при покупке товара в валюте, отличной от доллара США (евро, фунт стерлингов, юань и так далее), рубли сначала конвертируются в доллары, а доллары затем конвертируются в ту валюту, в которой указана цена товара. На такой конвертации покупатель может потерять от 1 до 4% стоимости товара.
     Платежная система MasterСard в этом плане более предпочтительна, у нее нет промежуточной конвертации в доллары США, обмен происходит сразу в ту валюту в которой указана цена товара.
     Это отличие платежным систем VISA и MasterСard особенно важно для людей которые делают покупки в иностранных интернет магазинах, где стоимость товара может быть указана в разных валютах и зависит от страны где находиться интернет магазин.
     Помимо MasterСard и VISA существуют такие платежные системы как AmericanExpress и DinersClub, но они распространены в России значительно ниже. Связано это, в первую очередь, с тем, что данные платежные системы относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и, соответственно, высокой стоимостью обслуживания, в то время как стоимость обслуживания Visa и MasterCard значительно ниже. 
     В частности, AmericanExpress предлагает скидки на проживание в некоторых отелях, специальные цены на авиабилеты, страхование от несчастных случаев и многие другие интересные предложения. Кроме этого, у платежной системы AmericanExpress есть бонусная программа под названием «MembershipRewards» и за каждую совершенную покупку, держатель карты получает баллы, которые потом можно будет потратить на товары и услуги. Подобную программу сейчас предлагает и Сбербанк – «Спасибо от сбербанка».
     DinersClub – это своего рода клубные карты. Банковские карты этой платежной системы будут как нельзя кстати, людям, совершающим частые поездки в другие страны мира. К эксклюзивным услугам платежной системы DinersClub, можно отнести различные виды страхования, программы по организации деловых поездок, предоставление скидок на покупку товаров, проживания в гостиницах, прокат автомобилей и тому подобное.
     Справед.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44